Комплекс костюма донской казачки с сукманом
- "ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ"
- 4 дек. 2020 г.
- 5 мин. чтения
Обновлено: 5 дек. 2020 г.

Костюм казачки с сукманом — колоритный, нарядный и опрятный, но, к сожалению, позабытый образ. Темно-синий суконный сукман, подпоясанный красным или синим плетеным кушаком, должно быть, очень красиво смотрелся с белой рубахой с красной вышивкой на подоле. На голове был красный платок или темный платок с цветами и бахрамой, а на ногах белые шерстяные чулки и черные аккуратные чирики.
_____________________________________________
Что такое сукман?
Сукман, сукманец и сукня (стар.) — кафтан, а также и сарафан, сшитый из крестьянского домотканого сукна. В Саратовской губернии до сих пор С. называют сарафан из шерстяной ткани, окрашенной синей краской. (Энциклопедический словарь Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А., 1890—1907)
Сукман название различных типов одежды у славянских народов: в основном, это верхняя мужская распашная одежда из домотканого сукна типа сермяги, но в Болгарии, например, так называют женский сарафан. (Энциклопедия моды, Андреева Р., 1997)
Сукма́н "суконный кафтан или сарафан", укр. сукма́н м., сукма́на ж., др.-русск. сукманъ "сукно", болг. сукма́н "шерстяная юбка", польск. sukmana. Сравнивают со скать, сука́ть, сукно́, ссылаясь на дурма́н, польск. ɫосhmаn и под.; С др. стороны, предполагают заимств. через чув. sǝkman, sǝχman "кафтан" из распространенной тюрк. группы слов, представленной в тоб. sükmän наряду с čikmän "длинный кафтан, сукно", тат. čikmän, алт. čekmen, чагат. čеkmеn "просторная зимняя одежда" (Радлов 4, 799; ср. также чекме́нь); Сторонники исконнослав. этимологии вынуждены объяснять тюрк. слова на s- как заимств. из слав., что явно сомнительно. (Этимологический словарь русского языка М. Р. Фасмера, 1964—1973)
Сукман, по мнению исследователей народного костюма, это древняя форма глухого сарафана или нагрудной одежды.
«Сукман относился к нагрудной женской одежде, прикрывающей верхнюю часть корпуса — грудь и спину. По Дону — в Рязанской, Тульской, Воронежской губерниях и у донских казаков — наиболее распространены были красные и черные шерстяные нагрудники под названием шушман, сукман, а иногда кодман (их носили нередко и как плащ). Эта одежда, как и красные поневы, отмечаемые у населения бассейна Дона, дает основание думать о каких-то очень древних группах, вошедших в состав южных великорусов». («Русская крестьянская одежда XIX — начала XX в.», Лебедева Н. И., Маслова Г. С., 1967)
Видимо, выше авторы намекают на ассимиляцию славянами финно-угорских племен, поскольку глухие нагрудники наподобие рязанского шушпана встречаются в костюмах мордвы, удмуртов и др.
_____________________________________________
Сукман казачки
Николай Феофанович Яковлев, казак хутора Булгурин Березовской станицы Усть-Медведицкого округа (ныне Еланский район Волгоградской области), из дворян, лингвист-кавказовед, фонолог и социолингвист, в 1916 году опубликовал очерк «Материалы по одежде донских казаков»:
«Нижеизложенные сведения касаются главным образом одежды замужних казачек и собраны мною в верховьях реки Бузулука (левый приток Хопра), на хуторе Булгурине, Усть-Медведицкого округа, крайнем казачьем поселении, лежащем в семи верстах от границы Саратовской губернии».
По наблюдениям Н. Ф. Яковлева, «Сукман – верхняя одежда замужних казачек, шился из домотканой крашеной синей (иногда и некрашеной) шерстяной материи. Отличительной чертой сукмана являются очень короткие и узкие рукава; спереди от ворота идет короткий прямой разрез на медных пуговицах, называемый «пазька» и обшитый широкой шелковой лентой по краям. Петли образует цветной шнур, идущий по одному из краев пазуки и в соответственных местах не пришитый к нему. Ленты и пуговицы бывали иногда и «скрозные до подла». Вдоль подла сукман обшивался широкой шелковый лентой красной или синей, а пониже, по самому краю, узеньким, обыкновенно красным шерстяным «гърусском», - род тесьмы, плетеной, особым образом на пальцах или на «рашках» (ст Сергиевская – деревянная рогулька).
В станице Сергиевской сукман назывался «къбелек» (и «къбеляк»), но ничем, повидимому, от вышеописанного не отличался. Продолжением короткой пАзуки здесь служила иногда широкая шелковая лента до подла с нашитым по ней медными пуговицами. Подпоясывался сукман широким плетеным, шерстяным кушаком красным или синим».
____________________________________________
Вероятно, Е. Кательников имел в виду суконный сарафан типа сукмана, когда писал, что в станице Верхне-Курмоярской Второго Донского округа «женским платьем» некогда были «сарафаны на покрой Азиатский. Они те же, что нынешние кубелеки, только суконные короткие, без подкладки. Желтят серпием и дроком, красят мареною, синят подсолнухами, и зеленят». (Историческое сведение Войска Донского о Верхне-Курмоярской станице, составленное из сказаний старожилов и собственных примечаний, 1818 года декабря 31 дня, Евлампия Кательникова)
____________________________________________
С сукманом носили туникообразную рубаху.
Рубаха казачки по описанию Н. Ф. Яковлева: «Рубаха холстовая», домотканая, белая, с прямым воротом и невысоким, пальца в 2, стоячим воротником. Застегивался «ворот на медных пуговицах»; петельки делались из тесемочки или «пробиты» в холсте «и вздевают туда пунцовую тряпочку и завязывают под подбородком»; такия же завязки были и на мужских рубахах, вследствие отсутствия или дороговизны пуговиц. Рукава, узкие от плеча, расширялись к концу «во всю полотнищу, как поповские» и обшивались по краю ряда в два, цветными ленточками. Рукава, а также воротник и подол у рубахи бывали обыкновенно «перетканы». «Перятканыи узоры», «рядами, сьвятами, клеткими, как кому нравитца», на Булгурине назывались «выклеткими», а в станице Сергиевской «перетыками»; перетканый холст часто заменялся цветным ситцем, обычно красным. Из последняго шились рукава и от плеча украшались иногда шитьем, «бумагой вышивают». Воротник, обычно красный, выстроченный цветными нитками, делался иногда также из краснаго ситцу, вместо перетканаго холста. Назывался он «ажарёлк» (и «ажырёлек»). Подол рубахи «с четверть снизу» (т. е. насколько он был виден из под верхней одежды, сукмана) украшался выкладками или был «обложен» красным ситцем.
В Сергиевской станице рукава у рубах были иного фасона: во всю руку широкие, они у самой кисти перехватывались цветной ленточкой (если синий рукав, то красной и наоборот; рукава здесь шились обычно из красного или синего ситцу), к которой и подшивались, образуя узкое, как рука только пролезет отверстие. Край рукава, подшитый к ленте, собирался брижетиками (и брижаткими), т. е. мелкими сборками. Подпоясывались рубахи красным шерстяным пояском, плетеным особым способом на пальцах.
Девки носили такие холстовые рубахи в качестве верхней одежды до венца, бабы одевали поверх нее сукман или сарафан».
«Запон – род короткого фартука из холста, с пришитой небольшой грудинкой (термин Сергиевской станицы); по шву закладываются маленькия сборы. Завязываются запон тесемками вокруг талии, узлом наперед и вокруг шеи, концами узкой цветной обшивки, нашитой по верхнему краю грудинки. Запоны различаются праздничные и «расхожыи». Праздничные украшались сплошь ткаными узорами – «перятканыи запонины».
В Сергиевской станице «так перетыкими и завуть яhо (т. е. запон); весь чиста ф перетыкъх». Запон обшивался по низу вершка в 1½ китайкой синей или кумачом. «Расхожый буднишный» запон того же типа, но весь белый, только по низу украшен узорами более или менее широкой полосой. Запоны носились, повидимому, исключительно на сарафанах, как категорически утверждают некоторые из опрошенных мною лиц, и не надевались на сукман».
Обувь казачек, по сведениям Яковлева, состояла из лаптей, кожаных поршней и чириков. Ноги обертывались онучами, которые «упутывали» ремешками или веревкой. Поршень делался из цельного, овальной формы, куска кожи. Праздничной обувью считались чирики – туфли с гладкой подошвой и вырезом сверху. Казаки и казачки чирики носили с шерстяными чулками, даже летом.
Яковлев пишет: «Отмечу, что грубые белые бумажные или шерстяные чулки молодые бабы-казачки любили носить без подвязок и особым щегольством считалось, если чулки собирались складками на узкой части ноги над щиколоткой. Упомяну еще, как наиболее парадные - «кисьлинъй наваръеныи чирики», т. е. туфли, обшитые по краям ремешком из белой кожи (кисьлина или кислина - белая, невымоченная в дегтю кожа, из которой делают, напр., сбрую)».
Описание Яковлева головного убора замужних казачек: шлычка, кълатовъчка (иначе «казимирка»), на колотовочку повязывался верхний платок или шаль (верхние платки в старину назывались ширинками и были с цветами, с бахрамой и набивным «турецким» рисунком, с темным фоном), в холодное время года, осенью, поверх платка повязывали знуздалку (непременно другого цвета, чем шаль, красная на белой и наоборот; знуздалку носили и девицы). Иногда казачки повязывали одну шаль узлом на макушку, прикрывая в то же время ею рот. В Сергиевской станице при этом от висков шаль закладывалась 2-мя складками, которые назывались «рогами», «три рога». Носили также кички, но Яковлев не видел кичку. Круглую плоскую кичку, по словам Яковлева, видела в Усть-Медведицкой станице некая Волосатова.
Тесную связь с сукманом и кубелеком, очевидно, имеет балахон некрасовской казачки. Балахон – верхняя распашная одежда длиною выше колен, с коротким узкими рукавами, на подкладке, надеваемая поверх рубахи. Балахон носили с 12-14 лет, подчеркивая этим переход девочки в следующую возрастную группу. Для женщины ношение этой одежды было обязательным. Поверх балахона носили фартук – «завеску». Повседневный головной убор некрасовской казачки, состоящий из «кавука», «шлычки», «связки» и платка с бахромой, схож с описанием Яковлева головного убора казачек хутора Булгурин. Считается, что комплекс некрасовского костюма, сформировавшийся к началу XVIII века на Дону, сохранял архаические черты в Турции.
См. видео: https://vk.com/video-130672706_456239040
Пряничный домик. Казачий костюм / Телеканал Культура
Comments